|
Строительство железной дороги от Петербурга до Токсово планировалось ещё в конце XIX века. В том числе, журнал "Электротехник" (№12 за 1898 год) сообщал следующее: "Комиссия по новым железным дорогам при Министерстве путей сообщения утвердила проект электрической железной дороги от Петербурга до Токсова, живописной дачной местности в окрестностях столицы.
Протяжение новой электрической дороги будет не более 25 верст, и пройдет она от угла Самарской и Нижегородской улиц на Выборгской стороне через Куликово поле, через деревни: Спаску, Гражданку, Ручьи, Мурино, Лаврики до Токсова. Строителем дороги явится Акционерное общество загородной недвижимости и дорог. Кроме дороги общество предполагает устроить в Токсове поселок с водопроводом, электрическим освещением, аптекой, дежурством врачей и т. п.
Через 90 лет проектируемая дорога Петербург - Токсово перейдет в казну.
"
Однако воплощение планов в жизнь затянулось, только с 1907 года были начаты изыскательские работы по подготовке строительства новой железнодорожной линии. Далее при министерстве учреждают "Управление по постройке железнодорожной линии Петроград - Токсово - река Лемболовка" (начальник работ - действительный статский советник В.А.Саханский), появляется первая ж.д. платформа - "Пискаревка" (одновременно Финляндией ведется строительство северной части железной дороги, на юго-восток от ст.Hiitola).
Архивные документы (из фондов Государственной думы Российской Империи) и литературные источники свидетельствуют о том, что существовали различные варианты маршрута. C этим связано возникновение токсовской железнодорожной легенды.
Железная дорога (одноколейная) в восточной части Карельского перешейка, от Петрограда до Кексгольма, была открыта лишь в 1917 г. Она прошла через территорию Токсово, условно разделив её на две части.
Известный ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал в своих воспоминаниях: "Железная дорога к Токсово и дальше была построена в стратегических целях во время первой мировой войны, проходила за Токсово по узкому перешейку между Кавголовским озером, где берет свое начало речка Охта и имелся шлюз, и Пасторским озером, на берегу которого когда-то жил пастор-швед."
Знаменитый Токсовский железнодорожный вокзал, существующий и поныне, был построен в 1916 году (архитектор У. Пяллия).
О предреволюционном времени также напоминает эмблема Министерства путей сообщения Российской Империи, которая сохранилась над порталами одного из токсовских водопропускных тоннелей (под железнодорожным полотном).
Рассекреченный отчет ОГПУ за 1925 год рассказывает об инциденте на железной дороге:
”Призыв в армию родившихся в 1903 г. сопровождался пьянством и буйством призываемых. Призывники Куйзовской и Токсовской волостей Ленинградского уезда во время следования на сборный пункт в г. Ленинград перепились. В поезде побили все стекла и устроили драку...”
В 1927 году выходит "Путеводитель по железным дорогам Приморской и Финляндской", в IX главе этой книги несколько страниц посвящены поселку Токсово.
Платформа Кавголово (2-й остановочный пункт в Токсово) была открыта только в 1929 году (к этому времени здесь вырос крупный дачный кооператив "Кавголово-стандарт").
Об относительно редком железнодорожном сообщении между Ленинградом и Токсово мы узнаем, открыв путеводитель "На лыжах по окрестностям Ленинграда", вышедший в 1930 г.:
”Из Токсова едем поездом в Ленинград; сообщение редкое (поезд курсирует только 4 раза в сутки).”
В 1936 году в соответствии с приказом Народного комиссара путей сообщения СССР Л. Кагановича организуется путевая машинная станция № 29 (ПМС-29, одна из старейших в России), которая с 1964 года и до наших дней размещается в Токсово.
В период Советско-финской войны (1939 – 1940 гг.) на Токсовской железнодорожной ветке сокращается движение пассажирских составов, приоритет отдается военно-санитарным поездам. В район станции Токсово перебрасываются воинские подразделения (бронетанковая бригада, несколько стрелковых дивизий и артполков).
Станцию Токсово в первый день Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) вспоминает Валентина Якобсон*:
"...Так, думая об экзамене, бежала я к железнодорожной станции «Токсово», куда, издавая пронзительный сигнал и выпуская белый пар, уже подходил пригородный состав.
В вагон пришлось прыгать на ходу поезда, за что получила выговор: «Тебе жить надоело!? Ох уж эта молодежь - безголовая!». Ругался, крепко схватив меня за руку, пожилой мужчина. В вагоне отыскала свободное место у окна, раскрыла конспект. Но, как ни старалась, сосредоточиться не могла.
Раздумываю над событиями минувшей ночи, и возникает навязчивый вопрос: «Что это все значит? Что?». В вагоне необычно тихо, и в тишине особенно поразил негромкий голос:
- На станции говорили, будто война началась...
- Да! Немцы уже бомбили!
Сидевшая в углу женщина вдруг громко зарыдала:
- Деточки мои! Где же вы теперь, сыночки мои? Не увижу вас больше!
Заговорили, заспорили люди. И тут поднялся мужчина в военной форме:
- Прекратить панику! Нет никакой войны и быть не может. У нас договор с Германией заключен. А паника - это провокация врага.
И, действительно, все замолчали. Только в глазах вопрос: «Война?»..."
Во время войны (1941 - 1944 гг.) железнодорожное сообщение между Ленинградом и Токсово не было прервано, но осуществлялось в ограниченном режиме. На перегоне Токсово – Васкелово курсировал специальный поезд – подвижный полевой госпиталь (ППГ-736). На станции Токсово формировались железнодорожные эшелоны из бойцов запасных полков и учебных батальонов, дислоцированных в поселке. Сюда же доставляли раненых с фронта.
В воспоминаниях о своем детстве (1950-е годы), проведенном в Токсово, Лидия Соколова** упоминает следующее:
“Меня привезли в Токсово, недалеко от станции, в дом офицерского состава, куда переехала наша семья, прожившая до этого без меня 3 года в солдатской казарме. Мы жили на первом этаже двухэтажного барака, где коммунальные квартиры предназначались для офицеров, служивших в Токсовском военном гарнизоне.
Из Токсово в Ленинград можно было добраться только на паровике. Как-то зимой случился сильный снежный занос, и поезд остановился. Папа спешил ко мне в больницу и поэтому, пройдя по вагонам, организовал мужчин расчистить путь. Поезда пошли...”
Действительно, только к 1958 году участок "Пери - Пискарёвка" был полностью электрифицирован (рядом с токсовским ж/д переездом на тупиковых путях размещена тяговая электроподстанция). На смену паровозам приходят электропоезда.
Июньским утром 1958 года недалеко от Токсово (ст.Капитолово) сошел с рельсов набравший скорость пассажирский состав, движущийся в сторону Ленинграда. В результате крушения поезда сильно деформировались несколько вагонов, десятки людей погибли (раненых доставляли в токсовскую больницу). Вся информация о чрезвычайном происшествии была сразу засекречена КГБ, краткое сообщение передавалось лишь по радио “БиБиСи”, которое на территории СССР тотально глушилось.
В начале 1960-х годов организуется дополнительный электропоезд (по маршруту Ленинград – Токсово и обратно), т. н. "Лыжная стрела" (просуществовала до начала 1990-х).
В 1962-63 гг. прокладывают второй путь (колею) до ст.Токсово, а в 1963-64 гг. до пл.Кавголово (перестраивается имеющаяся платформа и строится дополнительная).
"На станции Токсово... мы выйдем из поезда, портвейна глотнем..." - пела Наталья Медведева (гр."Трибунал") в песне, посвященной 1970-м.
К началу 1980-х годов планировалось построить несколько монорельсовых линий, в т. ч. линию, которая соединит Ленинград с важным спортивно-рекреационным центром - поселком Токсово. Проектам не было суждено сбыться.
В середине 1990-х токсовская ПМС №29 передаёт Центральному музею Октябрьской железной дороги четырехосный пассажирский вагон дореволюционной постройки (Ок 7580). Позже этот вагон включают в основную экспозицию открывшегося Музея железнодорожного техники (вблизи бывшего Варшавского вокзала Петербурга).
2006 год стал юбилейным: Токсовский вокзал, ставший одним из символов поселка, отметил свое 90-летие (в 2008 году планировалось установить памятную табличку на одну из стен вокзала); 70 лет исполнилось ПМС-29 (с 2004 г. - имени Ф.С. Кузьмича).
Осенью 2006 года Токсовский железнодорожный переезд оборудован автоматическими барьерами. В марте 2007 года на пассажирской платформе станции Токсово установлены часы
С мая по октябрь 2007 года проведен плановый капитальный ремонт пассажирских платформ железнодорожной станции Токсово и остановочного пункта Кавголово.
В июне - декабре 2008 года выполнен капитальный ремонт Токсовского вокзала. При составлении программы работ историко-архитектурная ценность здания была проигнорирована.
В ближайшие годы РЖД планирует существенно увеличить интенсивность движения грузовых составов через Токсово, что отрицательно повлияет на условия жизни большой части населения поселка.
Примечание:
*- газета “Азовская неделя” от 30.06.2005;
** - журнал “Православный Санкт-Петербург” № 8(112).
Станция Токсово в единой базе ж.д.
Железные дороги специального назначения в Токсово и окрестностях
На станции Токсово от основной ветки железной дороги отходит путь идущий на склад ГСМ, а далее на арт.склад (объекты ЛенВО).
В окрестностях Токсово проходили две железные дороги специального назначения: Пери - Рагозинка (Лехтуси) и Ржевка - Пурново (Рагозинка)
Железная дорога "Ржевка - Пурново" (длина менее 30 км) строилась в конце XIX века и была узкоколейной (ширина колеи 750 мм, как и у Ириновской у.ж.д., созданной на несколько лет раньше); рельсы закупались в Германской Империи (Kaiserreich). Северный участок этой железной дороги (~9 км), расположенный в окрестностях Токсово, судя по всему не используется уже около 70-и лет. Рельсы были демонтированы в те годы (для нужд военного времени) или немного позднее.
Заросшая деревьями и кустарниками железнодорожная насыпь всё ещё различима на местности. До нашего времени сохранились (северный участок): редкие фрагменты рельсового пути (в т.ч. с металлическими шпалами), вросшие в землю; водопропускные микротоннели (из деревянных блоков, скрепленных металлическими болтами и стяжками) и бетонные трубы; деревянные опоры мостов;
остов вагонетки (с заклёпочным соединением частей).
По косвенным данным установлено, что в нескольких километрах к юго-востоку от Токсово, у пересечения ж/д ветки с одной из основных дорог военного полигона, располагалась станция "Ламбери".
Ж. д. ветка "Пери - Рагозинка" строилась в конце 1910-х - 1920-х годах. На сегодняшний день функционирует лишь небольшая часть этой ветки, идущая от ст. Пери. Также имеются сведения об использовании отрезков железной дороги, расположенных на территории воинских частей (окрестности д.Лехтуси).
|
|