История праздника
Иванов день известен по этнографическим исследованиям во многих странах Балтийского региона: Германия, Польша, Дания, Швеция, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и Ингрия. Календарные формы обрядности тесно связаны с сельскохозяйственным циклом. Древние обряды направлены на то, чтобы высшие, сверхъестественные силы помогли человеку достичь его цели в трудной борьбе с враждебными силами.
В летнем празднике Иванова дня все обряды направлены на победу сил плодородия, жизни. Иванов день сохранил свои языческие черты с древнейших времен до наших дней и широко отмечается в Ингрии в настоящее время среди ижор, финнов, эстонцев.
Дата проведения праздника привязывается к ночи с 24 на 25 июня, – как известно это самая короткая ночь в наших северных широтах. По описаниям исследователей 18-19 века в Ингрии на празднование Иванова дня у коренного населения води и ижоры, сказалось влияние славянских колонизаторов. Племя водь поселилось на этих землях, оттеснив саамов-лопарей в I тысячелетии н.э. и с Х века подвергнувшись славянской колонизации. По материалам некоторых исследователей во II тысячелетии н.э. с востока на территорию води пришла ижора, которая появилась в русских летописях только в 1240 году. Приняв крещение по православному обряду, местные племена долго сохраняли языческие обряды, на что постоянно указывали отцы церкви. Так широко известно послание новгородского епископа Макария от 1534 года о древних языческих обрядах в Ингрии.
Иванов день у племени водь
Самым главным моментом праздника у води является жжение ритуального костра или поднятого на огромный шест колеса с хворостом и ветошью. Основное значение этого обряда в очистительной силе священного огня, уничтожающего все плохое. Поднятие на шесты горящих колес – символов солнца, олицетворяющего бога плодородия, символизирует победу сил добра. Чем выше колесо, тем сильнее люди, его поднявшие. В Иванов день у води, происходило много гаданий. Девушки гадали о замужестве, сажая капусту в надворных постройках под крышами, куда не попадало солнце. Если через девять дней капуста не взойдет, – то девушке в этом году не выйти замуж.
Иванов день у ижоры
По описанию М. Пыляева, в книге “Старый Петербург” Петр I любил останавливаться под кроной липы, росшей из одного корня семью стволами и образующей укромную беседку в районе Красненького кладбища, куда в канун Иванова дня сходились ижорки, жгли костры и резали белого петуха. По древнему поверью, необходимо три раза обойти вокруг горящего костра, крепко взявшись за руки всем присутствующим, это принесет им удачу и изобилие. Этнографы отмечали, что кроме зажигания костров у ижоры существовал обычай “соломенных жениха и невесты”, которых сажали на повозки с дровами и загораживали ими проезжие дороги. Многие исследователи отмечают сходство этого обычая с русским. В этот день много гадали: девушки бросали венки через голову или крышу овина для испытания своей судьбы.
Ингерманландский праздник Иванова дня
Во время своих путешествий по Северной Ингрии, в 1828 – 42 годах Элиас Леннрот писал о зажигании священного костра "KOKKO" – орла в Иванову ночь. “Очень важным считается, чтобы в костре сгорели старые бороны-суковатки, развалившиеся лодки и пр. Я заметил, что все это специально привозилось на лошади издали, хотя дров хватало и поблизости. Все отслужившие свое предметы складывались в кучу, вокруг них ставились длинные жерди, концы которых соединялись так, чтобы образовался громадный конус. “Кокко” разжигали вскоре после захода солнца. Дети и парни плясали вокруг костра, к ним присоединился кое кто из стариков. Старшие люди пели руны, а кто-то стрелял в воздух. Одни, прихватив с собой бутылку вина, угощали собравшихся, другие поправляли огонь в “кокко”. В старину, как известно, в костер складывали старые луки и стрелы, а ныне случалось кладут поломанные ружейные приклады. По представлениям финнов, орел поднимается выше всех птиц...
В ночь и Иванов день обычно предсказывают будущее. С этой целью следует подняться на крышу трижды перемещенного дома либо на камень, который никогда не сдвигали с места. Полагалось сидеть там неподвижно и ждать видений, по которым затем предсказывали будущее. “Детушки – ждут любимого, старые женщины – благоприятного года для коров и скота”. Но чтобы ведьмы и злые духи не помешали делу, нужно накануне вечером с псалтырем в руках десять раз обойти дом или камень против солнца. В этот день парни наряжались приведениями и пугали девушек. Пасхальная ночь помогает ведьмам, заговаривающим скот, а Иванова ночь помогает мужчинам-колдунам, которые надеются переместить урожай с одного поля на другое. С этой целью идут на поле, которое хотят лишить изобилия, заключают в охапку колосья, не вырывая их из земли, затем возвращаются на свое поле и сеют на нем неведомое жито” По воспоминаниям старожилов, в Токсово в Иванов день зажигали смоляные бочки на высоких шестах, которые устанавливали молодые парни. В деревне Коростовицы, приход Молосковица, Волосовского района жгут до сих пор старую покрышку на огромной березе, в празднике участвуют и русские и финны.
Ингерманландский певческий праздник
В ХIХ веке древний народный обычай трансформировался в Певческий праздник, который стал символизировать единение народа. Первые такие праздники прошли в Прибалтике, где национальная интеллигенция выступила против немецкого и русского засилья. В 1899 году в поселке Пудость прошел первый общефинский (ингерманландский) Певческий праздник. Последний перед репрессиями праздник прошел в 1926 году в Мариенбурге. Возрождение национальных традиций в Ингрии началось после многих лет репрессий только в 1989 году, когда прошел Певческий праздник в деревне Колтуши Всеволожского района. Много лет праздник проходил на горе Кирхгоф, в окрестностях Туутари (станция Можайская). Юбилейный праздник прошел в 1999 году в Скворицах. Праздник проходит по одному сценарию: сначала пастор читает проповедь, прихожане поют псалмы, испоняется национальный гимн “Nouse Inkeri”, поднимается национальный флаг, потом начинают выступать самодеятельные артисты. Артисты представляют разные приходы Ингрии и одеты в национальные костюмы. На праздники присутствуют и русские, и ижоры и питерские эстонцы. В 18-00 зажигают костер “кокко”, три раза обходят его, взявшись за руки. Несколько раз костер падал, – это считалось плохой приметой. Пить на празднике не принято, но люди угощают знакомых. У ингерманландцев считается, что в этот день всегда стоит хорошая погода, так как Бог не забывает свой маленький народ. Иногда устраиваются спортивные состязания, но не по национальным видам спорта. Для детей делается площадка, где проходят детские конкурсы. На праздник Иванов день приезжают ингерманландцы из Швеции, Эстонии и Финляндии. В странах Балтии – Иванов день, — выходной. На празднике продаются сувениры и поделки народных мастеров.
автор статьи: Константин Ульяночкин
источник информации: альманах "Соседи"
|