Вершина зодчего Валентина Назарова
В послужном списке Валентина Фёдоровича Назарова большое число разработок: в основном это генпланы и проекты планирования застройки Ленинграда — Санкт-Петербурга. Он был разработчиком трёх генеральных планов, которые определили развитие города на 60 лет. В 300-летней градостроительной истории Санкт-Петербурга это одна пятая её часть.
Но всё, что уже сделал и ещё сделает действительный член Российской Академии архитектурных и строительных наук народный архитектор России, не превзойдет последнего его творения, благодаря которому имя его будут хранить века.
Истоки
...Всё началось с отца. Фёдор Кузьмич Назаров, участник гражданской войны 1918 —1922 годов, был военным топографом, создавал карты. Топография — наука точная: ей сродни математика, география. Но топография и сродни искусству — в её основе и рисование, и художественная графика. Фёдор Кузьмич всемерно способствовал проявлению у сына интереса ко всем этим дисциплинам: в доме не переводились краски и карандаши. Это и предопределило судьбу Валентина Фёдоровича.
Но вначале была война 1939 — 1940 гг. с Финляндией. Отец ушёл на фронт. Через год — другая война — с фашистской Германией. Фёдор Кузьмич всю войну — на Ленинградском фронте, в блокадном городе. Полковник Назаров командовал третьим топографическим отрядом со знаменитых «небесных тихоходов» У-2 его отряд фотографировал тылы, позиции и укрепрайоны противника, снимки расшифровывали и расшифровки наносили на карту.
...Семь жизней из семьи Назаровых забрала война.
9 мая 1945 года – Победа. Но полковник Назаров на третьей войне. С милитаристской Японией.
Наконец — долгожданный мир. Отец возвращается домой, а сын, окончив школу, в 1950 поступает в Академию художеств — на архитектурный факультет.
Его отцу, полковнику Красной Армии, как участнику четырёх войн (считая гражданскую), наравне с другими офицерами, подпадающими под данный статус, специальным указом Сталина, выделяется земля и ссуда на строительство загородного дома.
Так Валентин Фёдорович становится токсовчанином, а новая улица, на которой начинается строительство, получает название Офицерской.
В поисках образа
1956 год, год окончания В. Ф. Назаровым Академии художеств, совпал с хрущёвской «оттепелью», с развенчанием культа личности Сталина. С кино, литературы, живописи — со всех видов искусства снимаются препоны.
Но архитектура как искусство признаётся излишеством. Началась эпоха безликих, серых, как близнецы, похожие друг на друга, панельных домов, районов, городов.
Архитекторы оказались не удел. С большим трудом Валентину Фёдоровичу посчастливилось устроиться в «Промстройпроект» — проектировать заводы и фабрики.
Валентин Федорович понимал — он в тупиковой ситуации, из которой не было выхода.
И вдруг... — место в «Ленпроекте».
Разработка трёх генпланов развития Ленинграда с 1966 по 2004 год, разработка генплана спортивного заповедника «Токсово — Кавголово», генплан посёлка Кузьмоловский, городов Зеленогорска, Сестрорецка, города Пушкина, создание института генерального плана Ленинграда и Ленинградской области, претерпевание последствий его ликвидации и вторичное его воссоздание...
Видимо, Духовным силам, исходящим с Небес, было угодно, чтобы в 90-х годах минувшего столетия произошло знакомство народного архитектора России с жителем п. Токсово, священником в третьем поколении, протоиереем Львом Неродой. К этому времени в поселке была построена и действовала деревянная часовня Архангела Михаила.
Но духовные потребности всё возрастающей по численности общины поставили вопрос о строительстве большого каменного Храма в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных — предводителя небесного и земного воинства.
Отец Лев выступил заказчиком, а В. Ф. Назаров — исполнителем проекта Храма.
«Умения проектировать и строить храмы у меня никакого не было. Были только желание и вера. Я понимал, что передо мною бездна и что это прыжок в неведомое. И вместе с тем я верил в то, что я справлюсь, осилю», — признается Валентин Фёдорович.
Дело в том, что при коммунистах прекратилось строительство храмов, храмовая архитектура, как таковая, исчезла, её традиции, наработки и требования были утрачены.
Возможно ли было в таком случае, скопирование—пусть приблизительное — с других, существующих храмов?
И отец Лев, и архитектор Назаров хотели видеть принципиально новый, но отвечающий всем канонам русской православной церкви храм.
Начался мучительно-изматывающий поиск образа.
...К осени 1997 года внешность Храма приобретает зримые очертания и создаётся его эскизный проект: Храм должен быть пятикупольным, а сами купола напоминают шеломы русских воинов.
Своды пятикупольных храмов, как правило, опираются на 4 столба.
Но Валентин Фёдорович, чтобы увеличить площадь и пространство Храма, улучшить его акустику, отказывается от опорных столбов и опирает пятиглавие на четыре перекрещивающихся арки.
Трудная ситуация складывается летом 1998 года, когда началась подготовка площадки под основание будущего Храма: изыскания показали, что на таких грунтах строительство Храма возможно лишь при установке его на сваи. Но сваи могли пробить слой глины, который служит дном для подземного озера, питающего водой колодцы местных жителей.
Ни отец Лев, ни В. Назаров и слышать не хотели о свайном основании. Творение богоугодных дел не допускается порушениями.
А если строить на песчаной подушке?
«Но почва болотиста, зыбка, и трудно предсказать судьбу будущей постройки», — заявили специалисты.
Принимается решение: снять поверхностный — полутораметровый — слой торфяника, образовавшийся котлован заполнить песчаным грунтом, а сверху насыпать холм И уже на этом песчаном холме, создав железобетонную плиту толщиной в один метр, возводить Храм.
Именно возводить. Ибо это было не строительство — это было возведение. В основании фундамента легло 50 тонн арматуры, 550 куб. м бетона.
12 июля 1999 года, в день празднования святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, по благославлению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялось освящение закладки Храма.
...12 июля 2003 года, ровно через 4 года после освящения закладки, Храм Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных высоко вознесся над чашами знаменитых токсовских озёр.
21 ноября 2003 года, в светлый праздник Архистратига Божия Михаила, в воздвигнутом Храме состоялось торжественное, праздничное богослужение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
«К месту и ко времени»
В этой фразе, неоднократно слышимой из уст Валентина Фёдоровича — главное правило, которому он неукоснительно следует. И далее поясняет: «Ошибка в архитектуре очень дорого стоит. Не на месте выстроенное здание - это как безобразная бородавка на носу».
...Храм Архистратига Михаила виден издалека. Гора Высокая, что на Токсовском плато, возвышается над Приневской и Ладожской низменностями на 100 метров. Сам Храм возведён на отметке 106 метров, высота его 37 метров, получаемый абсолют отметки — 143 метра. Звонница высотой 25 метров. Площадь Храма около 400 кв. метров: у входа — баптистерий (первый во всей Санкт-Петербургской епархии), где смогут совершать таинства крещения с полным троекратным погружением и взрослые, и дети. Храм с алтарём и звонницей увенчан девятью куполами. К западу от Храма — Кавголовское и Курголовское озёра; к востоку — Щучье, Бабья Лужа (Питкявэйтслампи), Чайное и Хепоярви (Лошадиное); к югу — озеро Кривое или по-фински Вероярви.
Стены Храма и звонницы — из отборного, облицовочного красного кирпича, купола — из листовой меди; количество куполов — по числу девяти чинов ангельских.
«...Словно здесь и стоял, — заключает каждый, приблизившийся к стенам Храма, - не может быть, чтобы здесь была многовековая болотина».
...Храм Архистратига Божия Михаила как признак наличия в пределах Токсовской веси православной церковной жизни появился через 500 лет после первого упоминания о Токсовском поселении в древних Новугородских летописях. Все эти годы традиционным вероисповеданием для местных жителей являлась лютеранская вера (лютеранский приход был основан в Токсове в 1625 году), а с 1887 года в волости действовал финский лютеранский собор, Александровская (в честь императора Александра II) церковь.
Храм Архистратига Божия Михаила был заложен накануне 2000-тия Рождества Христова, строился 4 года и на благотворительной основе — на пожертвования тех, кто имеет потребность отрывать от своих благ, сопереживать, быть ближе друг к другу и Богу.
...Серебряной медалью Святого Апостола Петра отметила Русская Православная Церковь усердные труды народного архитектора России В. Назарова. И всё, что ещё предстоит сделать зодчему, не превзойдёт последнего его деяния — Храма Архистратига Божия Михаила, деяния, к свершению которого В. Ф. Назарова вело само провидение.
/ автор статьи Владимир Кудрявцев /
|